КАРЕЛИЯ 2008

Наступило лето 2008 г., и перед нами встал традиционный вопрос: куда поехать отдыхать, чтобы наши каникулы стали самыми-самыми приключенческими и интересными. Сначала мы уже совсем собрались ехать в Киргизию в конный поход, но в последний момент, вдруг осознали, что ужасно хочется на Север, в Карелию… Паша бывал в Карелии много раз, и с родителями, и в студенческие годы, я – только один, в 2001 году, когда мы сплавлялись по Шуе, но даже за эту поездку я поняла, что Карелия мне очень нравится, и я с радостью съезжу туда еще. Но с тех пор мы из года в год проводили летние каникулы в конных походах, по возможности совмещая их со сплавами, а в Карелии, уж не знаю почему, конный туризм не развит вообще. Короче, решили мы разнообразить наш отдых, и в 2008 году поехать в Карелию. Проблема была в том, что отпуск нам «светил» только в конце лета, а это, в принципе, не самое лучшее время для поездок в Карелию, но мы понадеялись на русское авось, и все-таки отправились на север 24го августа… Русское авось в этот раз не сработало, поездка наша получилась дождливая и нежаркая, но это только добавило драйву нашим приключениям… Правда, я все-таки не решилась на сплав в конце августа, как-то не охота было проводить часы в холодной воде да в мокрой одежде. Стали рассматривать другие варианты отдыха в Карелии в конце лета, и остановились на велопоходе. К велосипедам и я, и Паша всегда относились с симпатией, периодически вылезали во всякие велопоездочки, но ни в каких спортивных вело-мероприятиях никогда не участвовали, и больше 50-60 км в один день не ездили (и то крайне редко). Поэтому тур в Приладожье оказался нашим первым опытом вело-туризма. Нам понравилось.


Итак, 24го августа ранним-ранним утром, впихнув в машину велосипеды, рюкзаки, байдарку, а также нашу подружку Иру, которую мы сагитировали тоже познакомиться с карельской природой, мы тронулись в путь. Ехали мы по Ленинградке, скажу честно, поездка не доставила большого удовольствия, было много фур, поэтому быстро ехать не получалось, но все же к вечеру мы преодолели 800 с чем-то километров и заночевали в лесу в районе Лодейного поля. На следующий день, собственно, и начался тур «Приладожье – 2008»:

25е августа (понедельник)
В Инеме мы встретились с остальной частью нашей группы, прибывшей в Карелию на поезде. Нас было семеро: очень опытная и бывалая спортсменка Женя, от которой мы узнали массу интересного о мире велогонок, и шестеро любителей, имеющих кое-какой опыт велопокатушек. Мы оставили нашу машинку на стоянке в Инеме, и дальше нас ожидал трансфер до Видлицы, откуда и стартовал наш велопробег. Возглавляли нашу компанию инструкторы Таня и Сережа, которые оказались очень приятными и позитивными людьми, всячески старавшимися облегчить наши приключения.

Cлева направо наша группа: Коля, я, Ира, Женя, Таня, Сергей, Юля, Паша, Тимур

Итак, мы оседлали велосипеды и тронулись в путь, через несколько сотен метров нас ожидало первое неожиданное препятствие: на романтической лесной дороге каким-то шалуном была разлита цистерна навоза.

Навозная лужа простиралась вдаль, самые самонадеянные из нас попытались преодолеть эту преграду на велах, но быстро завязли в навозе, к счастью, лицом туда никто не шмякнулся, но велосипеды, обувь и одежда пострадали в неравной борьбе.

Честно говоря, туристы несколько напряглись: что же будет дальше-то???? Пока мы пытались отмыться в окрестных лужах, Таня сгоняла на разведку, вернулась и сообщила, что придется ехать в объезд. Кстати, несколько слов о расстояниях: в предыдущих наших походах расстояния, обещанные в описании маршрута, как правило, были преувеличены, иногда весьма сильно. Например, на Алтае запланированный однодневный 60-километровый переход на лошадях после тестирования на GPS сократился до совсем не страшных 28 км. В Карелии все оказалось не так, обещанные 40-60-километровые ежедневные переходы, если и увеличивались, то только в большую сторону, так что уезжали мы оттуда закаленными и тренированными, физическую нагрузку мы за неделю похода получили ого-го какую. Итак, в первый день мы проехали 70 км, но в основном наш путь проходил по чудесным безлюдным и безмашинным асфальтированным дорожкам, да еще с необыкновенно красивыми видами Ладоги, так что ехать было – одно удовольствие.

Ира, я и Паша на берегу Ладоги

Ехали мы налегке, все наши вещи путешествовали на сопровождавшем нас уазике (куда также могли садиться обессилевшие туристы, не способные продолжать ехать на велосипедах). С каждой минутой поход мне нравился больше и больше.
К вечеру мы прибыли в деревню Орусъярви, где полюбовались старинной деревенской церковью, а затем начали искать стоянку. Тут-то у нас и начались проблемы с уазиком. Был он немолод, хотя по уверениям инструкторов, в предыдущие туры жалоб на него не было. Но лично у нас в первый же день он перестал заводиться, была применена физическая сила мужской половины нашей группы, а мне впервые в жизни довелось посидеть за рулем уазика. С грехом пополам древний автомобиль завелся, но, начиная со следующего дня, ему стало становиться все хуже и хуже.

Борьба с уазиком, я - за рулем

26е августа (вторник).
С утра уазик опять отказался заводиться даже с толкача, промучившись с ним около часа, мы поехали на велосипедах налегке, а инструктор (он же водитель Сергей) остался ждать в лесу подмогу. В этот день мы проехали около 45 км, путь наш проходил по лесным дорожкам, катиться было уже не так просто, но очень красиво и вкусно. Карелия поражала изобилием черники, брусники и малины (это в конце августа!!!), так что «витаминились» мы по полной.

По дороге мы полазили по развалинам Туломозерского железоделательного завода, основанного еще в петровские времена и связанного с историей освоения Карельских железорудных запасов.

К вечеру немножко очухавшийся уазик нас догнал, и мы встали на стоянку рядом с поселком Колатсельга, в котором радушная фермерша угостила нас вкуснейшим парным молоком.

27е августа (среда).
На следующий день нам предстояло целый день ехать по боевым местам советско-финской войны 1939-1940, но посреди леса наш уазик, окончательно скончался (это можно было прогнозировать). К тому же в этом месте не было телефонной связи, что переговоры наших инструкторов с петрозаводским руководством не облегчало. Мы просидели несколько часов в лесу, поглощая малину в фантастических количествах и запечатлев на фото каждый метр окружающего нас леса (делать больше все равно было нечего!). Наш инструктор Таня показала себя отличным психологом: как только она замечала, что кто-то из туристов собирается взбунтоваться, она говорила: «по-моему, пора перекусить» и раскладывала перед нами гору бутербродиков, печенюшек, конфеток, орешков и т.п. После этого туристы радостно чавкали (в велопоходе нагрузка была очень большая и есть мы хотели всегда), а затем раздражение проходило. После нескольких часов ожидания мы смирились, что продолжить маршрут этим днем нам уже не удасться, по GPS выяснили, что в 400 метрах от нас находится лесное озеро, коих в Карелии видимо-невидимо, и за несколько ходок перетащили туда все наши палатки, коврики, еду и т.п. Устроились мы в конце концов весьма неплохо, в том месте было полно грибов, так что вечер прошел отлично.

Наши бедные инструкторы весь вечер (и по-моему ночь тоже) по очереди гоняли за несколько километров от места нашей стоянки на некую возвышенность, там они залезали на сосну и названивали своему руководству. В результате на следующее утро к нам из Петрозаводска на помощь приехала милая девушка Аня на Тойоте, и дальше мы ни с какими проблемами с автомобильным сопровождением не сталкивались.

Аня на Тойоте

Уазик был оставлен нами в лесу с приехавшим механиком, дальнейшая судьба его мне не известна, но сомневаюсь, что он еще долго проживет. Очень надеюсь, что руководство северо-западного бюро Russia Discovery сделало выводы, и в дальнейшем будет давать на маршруты «не убитые» машины.

28е августа (четверг).
Итак, мы дождались Тойоту, перегрузили туда все наше имущество, и двинулись в путь. Так как в предыдущий день мы не проехали запланированное расстояние, теперь нам предстояло нагонять отставание. В этот вечер мы остановились на берегу озера Колласъярви, очень живописном и красивом. Но, к сожалению, начался дождь, нудный и противный, и мы начали горько жалеть, что наш отпуск пришелся на конец августа, все-таки месяцем раньше в Карелии несравненно лучше и комфортнее. Под дождем мы поужинали, под звук дождя заснули и проснулись тоже под звук дождя….

Я, Женя, немножко позади - Ира

29е августа (пятница).
Этот день лично для меня оказался самым сложным в походе, хотя мы прошли и не самое большое расстояние (где-то 63 км), но зато в каких условиях и по какому покрытию!!! Итак, в этот день нам предстояло прибыть в заповедник Толвоярви, подъем у нас был ранний, собрались мы достаточно быстро и, закутанные в дождевики, выехали на грунтовку. Дождик вел себя по подлому, достаточно часто он заканчивался, но как только наивные туристы начинали стаскивать с себя плащи и куртки, начинался вновь, поэтому постепенно мы перестали обращать внимания на периодически прекращающийся дождь, и продолжали жать педали в полном анти-дождевом облачении. Сначала мы ехали по размокшей от дождя грунтовке, что было непросто, но выполнимо. Потом мы въехали в лес и оценили все величие карельских ЛУЖ!!!!

Лесная дорога в Толвоярви была покрыта болотцами, разлившимися ручьями и ЛУЖАМИ. ЛУЖИ становились все глубже, шире и длиннее. Мы с Пашей оказались не плохо подготовленными покорителями луж, моя дача находится в достаточно болотистой местности, так что все это дождливое лето я тренировалась в их преодолении. Но постепенно ЛУЖИ приняли такие фантастические размеры, что переехать их стало абсолютно нереально, так что дальше мы уж изощрялись кто во что горазд, кто-то пытался пролезть по краешку, кто-то уходил в глубь карельских болот, преодолевая лужи в обход, кто-то уже плюнул на сухую обувь и просто шлепал с велосипедом по колено в воде.

За нами не спеша плыла Тойота…

К вечеру сухих туристов у нас не было, но мы поняли, ради чего так страдали: мы оказались в Толвоярви, абсолютно фантастическом месте! Национальный парк Толвоярви является одним из самых красивых мест, которые я видела когда-либо, это невозможно описать, да и фотографии, к сожалению, не передают всю прелесть Толвоярви, там обязательно надо побывать.

30е августа (суббота).
Первую половину дня мы ехали по Толвоярви, периодически устраивая фотосессии, потом мы выехали из Национального парка и поехали в сторону Финляндии.

Дорога наша состояла из длинных спусков и не менее длинных подъемов, так что физическая наша кондиция улучшалась с каждым пройденным десятком километров. К концу вечера некоторые члены нашей группы были скорее не живы, чем живы, ну, а у меня, наоборот, открылось второе дыхание, после луж Толвоярви мне было уже ничего не страшно. И вот мы добрались до базы на озере Янисъярви, и обнаружили, что в этот день мы «накрутили» 95 километров. А бывалая велогонщица Женька нам рассказала, что в велоспорте людям, преодолевшим за день 100 км, присваивается звание «лосей». Терять нам было уже нечего, и под изумленные взгляды инструкторов, Паша, Женя и я рванули дальше, мы проехали туда-обратно еще 5 км, и стали «лосями» на законных основаниях.

В этот вечер нас ждали комфортабельные номера со всеми удобствами. После любого похода оказаться в ванной – это счастье, но после такого мокрого похода, каким было «Приладожье» – это просто нереальное счастье. Дальше уже все развлекались, кто как хотел: кто-то пошел в сауну, кто-то – на дискотеку, а кто-то – спать.

31е августа (воскресенье)
В этот день продолжить поход на велосипедах пожелали двое: Паша и я, остальные погрузились в машину. И очень зря, заключительные 40 км нашего похода шли по отличному шоссе, мы подъехали на максимально близкое расстояние к финской границе (2 км), а потом двинулись в сторону Рускеала, где побывали на Рускеальском мраморном карьере – уникальном памятнике природы и горного дела.

Мрамор из Рускеала использовался при украшении многих архитектурных шедевров Петербурга, Царского Села, Гатчины. 

Из Рускеала нас ждал трансфер обратно в Инема, там мы простились с нашей группой, уезжавшей тем вечером в Москву, и пошли забирать нашу машинку со стоянки. У нас еще было несколько дней отпуска.

1-2 сентября (понедельник – вторник).
Следующие два дня мы пытались добраться до ладожских шхер на машине. Задача оказалась, к нашему удивлению, трудно выполнимой, съездов к Ладоге почти не было (по крайней мере в районе Питкинярте, где находились мы). Возможно, к шхерам проще добираться от Сортавала… После многочисленных безрезультатных попыток мы бросили машину в лесу и пешком пролезли к шхерам.

За ладожскими шхерами закрепилась слава одного из живописнейших уголков Северо-Запада России, это край высоких скалистых гряд и множества каменных островков. Думаю, одни из наших будущих каникул будут посвящены байдарочному путешествию по шхерам, оно того стоит.


2го сентября в Карелии, наконец, вылезло солнце (хотя утром было + 2), и мы собрали байдарку и несколько часов поплавали по Ладоге, покачались на волночках и любовались красивыми видами.

3-5 сентября (среда – пятница).
На следующий день мы решили потихоньку ехать в сторону Москвы, не спешить, знакомиться с достопримечательностями. На Ленинградку больше не вылезали, ехали сначала по трассе Мурманск-Питер, потом стали ехать по шоссейкам местного значения, неожиданно приличным и достаточно пустым, так что обратный путь из Карелии был значительно приятнее. Мы заехали в город Тихвин, посмотрели Тихвинский монастырь.

Затем въехали в Вологодскую область и нашли речку Кобожа, по которой хотели сплавляться в мае 2008, но из-за сложности заброски и всеобщей занятости тот поход пришлось заменить на более простой вариант Медведица. Кобожа нам понравилась, милая лесная речка с минимальным количеством населенки, так что, возможно, когда-нибудь мы найдем время познакомиться с ней поближе.

В ночь со среды на четверг заночевали на Кобоже, на следующий день заехали в древний город Устюжна, где накупили всяких солений-варений у местных старушек.

Дальше был очень неприятный кусок дороги на границе Вологодской и Нижегородкой области, состоявший из ям и выбоин. В этом месте я пробила колесо, и нам пришлось провести несколько часов в Пестове на шиномонтаже.

Далее дорога постепенно опять начала улучшаться, и после въезда в Тверскую область езда приносила сплошные положительные эмоции, хорошее покрытие, никаких фур, да и просто машин мало, лишь иногда выползет какой-нибудь селянин на скорости 40 км/ч. По Тверской области мы ехали через Максатиху на Горицы, далее быстро проехали Кимры, и вот уже Дубна, рядом моя дача, мы в Подмосковье!!! Вечером мы приехали на дачу, после Карелии температура воздуха казалась фантастически высокой + 19! Весь следующий день Пашка реанимировал наши велосипеды, героически проехавшие 360 км по карельскому бездорожью.

Вечером мы, наконец, вернулись домой в Москву. Хотя мы отсутствовали неполных две недели, за это время накопилось столько впечатлений, что, казалось, мы странствовали целую вечность. Чувствовали мы себя сильными и бывалыми. С удовольствием поедем в Карелию еще и еще, и всем рекомендуем, но все-таки, если у вас есть возможность, поезжайте туда в июле-начале августа, скорее всего будет гораздо теплее и суше, и гораздо больше гнуса. А если соберетесь в велопоход, организованный Russia Discovery, заранее тренируйтесь – халявы не будет!

Большое спасибо за чудесные фотографии Паше, Ире, Жене и Юле!

МОЯ ЛИЧНАЯ СТРАНИЦА